Все новые и новые понятия приносит нам современный мир рекламы. CTA! Call To Action! Кнопку призыва к действию! Требуют разместить на сайте маркетологи. Ну что ж, давайте посмотрим более внимательно.

Под Кнопкой призыва к действию понимается несколько разновидностей зазывающих блоков. Это могут быть в том числе и рекламные блоки, которые приглашают посетить какой-либо сайт. Давайте рассмотрим те из них, которые призваны превратить посетителя сайта компании в клиента компании.

Как важный атрибут сайта, Кнопка призыва к действию появилась лет 5 назад. Популярность ей принесли вошедшие в моду одностраничные сайты, построенные на технике AIDA. Эта кнопка могла бы стать популярной и намного раньше, но раньше для ее реализации были необходимы навыки профессионального программиста, а еще ранее и вовсе не каждый хостинг мог обработать необходимые для работы формы запросы. Сейчас же Кнопка призыва к действию является встроенным функционалом многих конструкторов сайтов и CMS. Вам только нужно выбрать для нее цвет, призыв и правильное место на сайте.

Если исключить из рассмотрения все развлекательные и образовательные сайты, то мы увидим, что в основном в интернете существуют сайты продающие товары и предлагающие услуги. Сайты продающие товары – это интернет-магазины. Будь они маленькие, большие, известные или только начинающие — они имеют самую классную, правильную, лаконичную и действенную Кнопку призыва к действию – кнопку Купить. Дополнительно, для сомневающихся покупателей интернет-магазинов, маркетологи придумали кнопку «Добавить в избранное». Что тоже является выражением заинтересованности в товаре. Затем, на основании избранных товаров продавец может предлагать нерешительному покупателю похожие товары или предлагать персональную скидку, что бы он в конечном итоге совершил покупку.

 Поскольку в большинстве случаев Услугу нельзя Купить, как единицу товара, то Кнопка призыва к действию стала своеобразным ответом на кнопку Купить, только для тех, кто предоставляет услуги.  И здесь нашелся, на первый взгляд неплохой выход, услугу можно Заказать.  Ура! Вот же наша Кнопка призыва к действию. ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ.

Давайте присмотримся повнимательней.

Большинство услуг – это комплекс работ, стоимость которых зависит от большого количества параметров. В следствие чего мы не можем указать единую стоимость услуги. А без указания цены, просить посетителя сайта купить или заказать что-то на своем сайте идея не всегда эффективная. Но тем не менее встречается повсеместно.

Рассмотрим пару вариантов.

Начнем с ситуации, когда Кнопка ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ скорее всего приведет к заключению сделки. Самый простой пример — вызов мастера на дом, скажем, сантехника. Простая и понятная услуга. Но и тут без минимального указания стоимости не обойтись. Перед тем, как предлагать посетителю ВЫЗВАТЬ МАСТЕРА, нужно указать стоимость этого вызова. Далее, если есть возможность, указать стоимость самых популярных стандартных услуг. Таким образом человек сформирует понимание ценовой политики и с большой вероятностью нажмет на кнопку ВЫЗВАТЬ МАСТЕРА, даже если конкретная необходимая ему услуга там не описана. Далее открывается обыкновенная контактная форма с полями для имени, почты, телефона и даты вызова, этого достаточно.
Как становится понятно, без указания цены кнопка ЗАКАЗАТЬ становится практически бесполезна. Или вообще может сработать нежелательным образом. Не представляете как? Приведу небольшой пример. Компания, назовем ее СЕОКОМ, предлагает, среди прочего, раскрутку сайтов. Как и все, кто этим занимается, она не может сразу указать на сайте точную стоимость этого самого продвижения. И они, ничего не придумывая, честно предлагают просчитать стоимость после заполнения анкеты, оформив ее, как еще один вариант Кнопки призыва к действию «Узнать стоимость»

Вроде все нормально. Есть поля: имя, телефон, почта, адрес сайта – все, что нужно. Но затем, меня вдруг, просят ввести какие-то «Запросы для продвижения» (см. картинку — 5 поле) . Еще ничего не предложив взамен, просят меня срочно напрячься и сформировать семантическое ядро для своего сайта.

Как же поведет себя пользователь? По разному. Одному будет лень писать, и он уйдет с сайта, другой не поймет о чем это, и тоже уйдет. А третий поймет, что для просчета стоимости раскрутки сайта этой информации маловато и усомнится в квалификации компании. Я уже не говорю о том, что составление семантического ядра тоже можно продать, как услугу.

В чем здесь заключается ошибка? В погоне за красивой, модной, аккуратной формой забыли про человека, который будет с ней взаимодействовать. С одной стороны, потрудились, создали несколько разных форм и разместили их на сайте. А с другой, эта работа для вида и для галочки. А зачастую и для того, что бы сайт не казался пустым и не достаточно интерактивным. И ладно бы висела форма в качестве декорации, но она вероятнее всего отпугнет того, кто захочет ею воспользоваться.

Что же можно сделать , что бы повысить вероятность отклика посетителя через Кнопку призыва к действию? Все то же, для чего она и была придумана, как логическое продолжение описания услуги.  Не нужно бояться к ней подвести, пусть даже и длинным текстом. Сперва подводим человека к необходимости приобрести данную услугу, и только потом предлагаем купить или заказать.

Еще, на мой взгляд, интересная история приключается с кнопкой «Заказать обратный звонок». Смотрите, если посетитель находится на вашем сайте, видит все ваши телефоны, но сам при этом не звонит, а заказывает обратный звонок. По какой причине? Явно не из-за боязни телефонных переговоров, он же в любом случае планирует с вами разговаривать. И не из-за тарифов телефонной связи, они сейчас крайне низкие. Единственное, что, как я вижу, может стать причиной – это то, что человеку неудобно говорить именно в этот момент. А потом он забудет или закроет сайт. Так почему же так редко встречаются в форме «Заказа обратного звонка» возможность выбора времени и даты. Вместо этого часто вижу пугалку: МЫ ПЕРЕЗВОНИМ ВАМ ЧЕРЕЗ 28 СЕКУНД! 28…27…26… честно, это даже страшно. Ну добавьте в конце концов галочку Заказать СРОЧНЫЙ звонок, если так хочется подчеркнуть скорость своей работы.

И в заключение затрону момент, который должен был стать ключевым в этой статье, но статья пошла в другое русло:) Мне особенно интересно наблюдать за надписями на кнопках призыва к действию. Чаще всего они понятные, ясно отображают свое предназначение.

Но знаете какая самая распространенная надпись на этих кнопках? Надпись «Есть вопросы?». Или, как вариант — «Остались вопросы?»

И все. И кнопка. Нажимая на которую, ничего не объясняя, мне сперва предлагают ответить на чужие вопросы. Поскольку далеко не всегда составители формы утруждают себя описанием алгоритма оказания дальнейших консультаций.

Естественно «Есть вопросы?» — это калька с английского have а questions. Но мне всегда очень хочется прочесть ее на манер нарывающегося на рожон гопника, типа:
— Ну че на? вопросы на?

Честно говоря, я и сама пока не придумала твердую, лаконичную, но приятную форму – аналог have а questions.

Мы у себя в Смарт Сайте, в зависимости от ситуации, часто используем такие надписи:

Получить консультацию
Позвать консультанта
Быстрый ответ на ваш вопрос (на почту, вайбер и т.д.) с простой формой в 2 поля, выбор мессенджера, и ввод вопроса.

Ну а что приживется и станет эталоном, а что отвалится — покажет время.

В следующей статье я планирую написать про интересные нюансы при разработке лендингов. Почему они редко получаются по науке.